• +7 495 729 3080
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
  • Пон.-Птн. 10.00-18.00

ОРЦ: история одного проекта

Большинство участников российского рынка фруктов и овощей отмечают ключевую необходимость в развитии инфраструктуры – мощностей хранения, предпродажной подготовки, упаковки, транспортировки и реализации продукции. Концепция оптово-распределительных центров (ОРЦ), направленных на комплексное решение всех вышеперечисленных задач, появилась в России несколько лет назад и сейчас ряд подобных проектов находится на этапе реализации.

Чтобы подробнее познакомить читателей FruitNews с форматом ОРЦ, мы обратились к Богдану Григорьеву, генеральному директору холдинга «РосАгроМаркет», внедряющему сеть оптово-распределительных центров для продукции группы «fresh» в Новосибирске, Москве и Ростове-на-Дону.

 

В первую очередь Богдан Григорьев рассказал об истории появления и этапах развития проекта ОРЦ «РосАгроМаркет»:

- Все по-разному воспринимают эти три слова: оптово- распределительный центр. Кто-то видит это хранилищем, кто-то овощебазой, кто-то еще каким-то упрощенным образом.

Как все начиналось?

- В августе 2013 года акционеры группы компаний «Ермак» и инвестиционной компании «Proxima Capital Group» предложили мне заняться данным проектом. Проект, конечно, сложный, долгоиграющий. На тот момент все что было известно можно было изложить в слове Rungis (оптово-продовольственный рынок, расположенный во Франции неподалеку от Парижа, прим. FN) или на двух-трех страничках техзадания. Собственно с того момента мы занимались изучением зарубежного опыта. Первая поездка у нас была на Rungis во Францию, затем мы посещали Польшу, Голландию, Испанию, Германию, потом уже и Южную Корею, чтобы понять как там все устроено. Серьезные надежды возлагали на Rungis. Сейчас уже - на Mercasa (сеть государственных оптово-продовольственных рынков в Испании, прим. FN).

- Мы пришли к тому, что нам ближе испанский опыт. Там создана именно сеть ОРЦ из 23 объектов в крупнейших городах по всей территории страны. Создавалась она государством и сейчас является исключительно государственной. Это нас отличает. Но принцип построения сети, типология объектов, нам интересны. И поэтому с Mercasa мы подписали меморандум о сотрудничестве. И сейчас будем аудировать объекты и привлекать их помощь при создании новых проектов.

- Сейчас мы уже по-другому видим сотрудничество. Вначале, когда общались с Rungis, было ощущение, что вот сейчас с ними заключим соглашение, делаем оплату, нам присылают DHL- посылку, открываем, нажимаем кнопку и ОРЦ начинает строится. Конечно, я утрирую.

- Изучая зарубежную практику, мы поняли, что в разных странах по-разному сконфигурированы подобные объекты. Мы объективно сейчас находимся в других реалиях, как с точки зрения нашей экономики, так и с точки зрения развития рынка. Нельзя не учитывать федеральные сети, которые занимают серьезную нишу, формируют условия. Кроме того, в нашей стране существует большая потребность в современных хранилищах, а в зарубежных объектах хранение хотя и предусмотрено, но в гораздо меньшей степени. Также в нашей концепции мы предусмотрели расширенный спектр услуг по доработке, фасовке продукции. За рубежом у оптовиков и производителей есть свои возможности правильно запаковать, придать продукции необходимый товарный вид, поэтому там в таких центрах не требуется серьезной доработки.
ОРЦ и государственные органы

- Второе направление нашей работы – это работа с органами госвласти, в первую очередь с регионами. Мы изучили рынок и определили для себя те регионы, где наиболее перспективно развиваться на первом этапе. Это или крупно потребляющие, или крупно производящие регионы. Если говорить про ту же Москву, то это крупное потребление. Если говорить про Ростов, Казань, то это, примерно, посередине – активное производство и потребление. Санкт-Петербург – это логистика, в том числе и портовая. Определив регионы, мы стали работать с администрациями. Планировать строительство и не взаимодействовать с государственными органами власти у нас заведомо невозможно.

- Мы провели работу с 12-15 регионами. Выбирали земельные участки, условия предоставления, расположение, коммуникации, учитывали планы развития инфраструктуры этих территорий. В итоге остановились на трех регионах - Новосибирск, Москва, Ростов. Вели работу с федеральным Министерством сельского хозяйства. С начала 2014 года входим в рабочую группу по разработке программ развития сети ОРЦ в стране. Мы были первыми и долгое время единственными представителями бизнеса в этой рабочей группе, кто развивал и прорабатывал эту идею. Было много общественных деятелей, кто хотел бы развивать либо государственную сеть, либо чтобы она развивалась за счет частного капитала, но государство бы имело контрольную долю, либо как-то влияло, управляло, т.е. были разного рода «позывы», которые просто не дали бы проекту развиться. И так сейчас частные инвестиции очень настороженно идут в какие-то новые отрасли в виду экономической ситуации. А тут еще инвестору предлагают, по сути, лишить его возможности управления объектом инвестиций. Это некомфортные условия. И мы от них вежливо отказывались.

- В Министерстве сельского хозяйства РФ в конце 2014 года в программу внеслись изменения, в том числе и по поддержке проекта сети ОРЦ. Это компенсация капитальных затрат и процентной ставки по кредитам. В 2015 году была принята вся необходимая нормативно-правовая документация и в начале 2016 года объявили конкурс. Но до сих пор никак не проведут. По словам Минсельхоза осталась только техническая процедура - провести комиссию, но она почему-то все никак не пройдет. И сейчас мы находимся на распутье, заняв выжидательную позицию. Если не пройдет конкурс, банк выдаст условия, на которых будет тяжело «тащить» проект.

- Сейчас мы готовы начинать стройку в Новосибирске и ждем завершения всех необходимых процедур в Министерстве сельского хозяйства. Хотим уже выходить на строительную площадку, но получается, что ждем ответа Минсельхоза при том, что подрядчик практически уже определен.

Как разрабатывался проект?

- Другое направление нашей деятельности – непосредственно коммерция. Нами были наняты и французские и голландские консультанты, которые, исходя из маркетинговых исследований, дали первое видение их концепции. Мы его обкатали на российском рынке. Провели 6-7 десятков переговоров с игроками рынка – фермерами, агрохолдингами, оптовыми закупщиками, логистами, чтобы получить их оценку концепции. Для всех это относительно новый объект. Кто-то подходил с чисто технологической точки зрения. Например, говорил, что ему нужна в холодильнике более широкая рампа: «Я гружу такую продукцию, посмотрите на мой объект. Вот здесь не хватает». Это могли учесть. Кто-то говорил, что ему нужен другой температурный режим. Мы слушали, что интересно, что неинтересно рынку. Доработали концепцию и стали ее перекладывать непосредственно в техническую и проектную части.

- Проектировали отечественные проектировщики, исходя из этой концепции. Проектная документация прошла у нас госэкспертизу по Новосибирску в марте 2016 года. Стадия «П» разработана, пройдена госэкспертиза, получено разрешение на строительство - все, что необходимо для участия в госпрограмме. По Москве с Ростову этапы сдвинулись на один-два квартала, т.к. здесь чуть больше работы по техусловиям, по переводу земли. В Новосибирске нам выделили участок, где уже подведены коммуникации, проведен перевод земли в нужную категорию. В этом очень помогли местные власти. Там мы берем землю в долгосрочную аренду с последующим правом выкупа. Что тоже нам комфортно.

- Генподрядчики горизонт дают 13-14 месяцев. У нас планы по вводу первой очереди не позднее осени 2017 года, так как правильно вводить объект к урожаю. Тем не менее во втором квартале его реально ввести.
Логистика, интернет технологии и прочие сервисы

- Отдельное направление работы - это сервисные услуги, где нашим партнером выступает компания FM Logistic. Решили, что правильнее будет привлекать именно такого профессионального участника, который занимается логистикой, еще и с зарубежным опытом. Даже в России они сейчас являются номером один по продовольственной логистике. Помимо этого, серьезное внимание уделяем IT-системе. Понимаем, что, наверное, фермеров заставить работать в IT-системе сейчас невозможно. Но, если брать 10-20-летнюю перспективу, то за новыми технологиями будущее в том числе и рынка продовольствия.

- Есть своя синергия, чтобы игроки могли видеть друг друга в одной системе, понимать, в каком городе кто сегодня заказывает продукцию или кто продает. Потому что сегодня, чтобы получить такую информацию нужно прозванивать каждого игрока. А если их десятки, а если их сотни, а если их тысячи? Как таковой рынок дискретный. Каждый знает свою часть. Кто больше всех знает, тот больше может как-то лавировать. Это нормально абсолютно, но это мешает рынку как развиваться, так и ограничивает возможности развития игроков на двух концах цепочки, как фермера, так и конечного потребителя. Все, кто посередине, могут лавировать, в том числе диктовать свои условия, если они чувствуют, что рынок непрозрачен. По сути нужно создать IT объединяющую платформу, как онлайн торговую площадку, позволяющую фермерам, поставщикам выставить продукцию, а потребителям в виде сетей, магазинов, предприятий соцпитания, детских садов, школ выставить заказы.

- Здесь же на площадке варианты и по сервисам. В каком городе, по какой цене могут сегодня доработать, откалибровать, расфасовать картошку. Сколько стоит доставка, логистика на километр на тонну продукции в разных температурных режимах. Сюда же привязана IT-система нашей сервисной компании и клиентский блок, чтобы мы могли влиять, управлять, понимать где какой клиент у нас расположен на объекте, какие у него потребности, какая у него тарифная сетка.

- Львиную долю услуг будет оказывать сервисная компания, которая создается нами вместе с FM Logistic. Понятно, что есть специфические сервисы, например, по разделке мяса, по рыбе, нарезка сыра... Эти сервисы, которые мы сейчас определяем, будем сами оказывать либо предоставим площадку оператору, который будет на каких-то оговоренных условиях оказывать такие услуги. Операторам интересно в ОРЦ, потому что они получают доступ к тому рынку, который для них сейчас закрыт. Им тяжело работать во всех небольших компаниях, они не могут за них «схватиться», потому что эти компании маленькие. Здесь же все компании сконцентрированы на одной площадке и можно оптом оказывать услуги по оптовой цене, но в розницу. Если есть большой спрос, высокий трафик, то стоимость услуг уменьшается.

О потенциале проекта ОРЦ

- Исходя из двух-трех лет нашей работы в проекте, мы понимаем, что действительно инфраструктура ОРЦ востребована. Нужно правильно выбрать ее формат с точки зрения потребности рынка. Имеется ввиду больше доработки, фасовки, упаковки. В каком-то регионе больше требуется мощностей под овощи, под фрукты. Таких нюансов довольно много. Но в общем и целом мы понимаем, что потребность есть.

- Некоторым препятствием является новизна модели для рынка. Этот вопрос мы стараемся решить за счет конференций, непосредственных переговоров с клиентами, определение тех, кто потенциально будет готов с нами работать. Кто-то ищет новый канал сбыта, кто-то просто готов рискнуть, кто-то действительно видит потенциал, всю палитру возможностей ОРЦ и готов на него выходить.

- Об импортозамещении сейчас нельзя не упомянуть. Оно в принципе невозможно без собственных развитых каналов распределения, переработки, хранения, потому что до сих пор отрасль была нацелена на расширение производства. Очень хорошо, что сейчас на последней коллегии Минсельхоза от руководителей все чаще слышится, что нужен упор на инфраструктуру, нужен упор на сбыт. Это как раз локомотив, который потянет за собой производство.

- Эту задачу нужно решать совместными усилиями всех участников рынка, в том числе и государства, и инвесторов, и всевозможных переработчиков, логистов. Нужно, чтобы и фермеры, и ритейлеры, и рестораторы пошли навстречу и стали вместе создавать этот проект. Но при этом синергия - пересечение всех интересов на одной площадке будет при предложенной реализации таковой, что все участники могут получить плюс. Задача амбициозная, но сейчас есть все ресурсы ее решить. Есть все, чтобы создать подобную сеть. Предпосылки создания уже были довольно давно, еще 10-15 лет назад нужно было ее создавать. А сейчас и политическая ситуация говорит о необходимости создания такой инфраструктуры. Это увеличивает шансы на успех нашего проекта.

Автор: Ирина Козий

Источник: FruitNews.RU


Печать   E-mail