Мнения участников рынка о перспективах возвращения турецкой продукции разделились

Точка зрения

Овощам и фруктам из Турции, которые с 1 января этого года пропали с российского рынка, будет трудно вернуться на него из-за усилившейся конкуренции, считают опрошенные «Интерфаксом» эксперты.

«Возвращение продукции из Турции в Россию будет достаточно сложным, поскольку ее место плотно занято конкурентами, в том числе и из стран Средней Азии», - заявил гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.

По его словам, на рынке поставки огурцов, в частности, «конкуренция уже достаточно плотная, с признаками насыщения, так как серьезно прибавили наши производители». До запрета Турция была вторым поставщиком огурцов в Россию, напомнил он.

Говоря о том, как возвращение турецкой продукции может повлиять на цены, Рылько сказал: «Конечно, наши потребители выиграют, поскольку турецкие овощи будут содействовать снижению цен».

«Но надо учитывать и то, что сейчас разгар сезона, когда цены и так падают, так что все будет зависеть от того, когда реально турецкие овощи и фрукты появятся на нашем рынке - в июле или октябре», - заявил глава ИКАР.

Как сообщалось в оперативном мониторинге экономической ситуации в России, подготовленном РАНХиГС, институтом экономической политики им. Гайдара и Всероссийской академией внешней торговли, турецкие томаты, которые преобладали в овощных поставках из Турции, на российском рынке заместила продукция из Марокко. Но марокканские помидоры оказались на 47% дороже. Кроме того, поставки томатов в РФ увеличили Иран, Азербайджан, Египет, Сенегал и Китай.

Рылько также обратил внимание на то, что до запрета Россельхознадзор часто предъявляли претензии к качеству турецкой продукции, находил в ней вредителей. «Это тоже надо учитывать, принимая решение об открытии нашего рынка», - сказал он.

На этот фактор обратил внимание и президент Национального союза производителей овощей Сергей Королев.
«К качеству и безопасности турецкой продукции всегда были вопросы, поэтому нужны жесткие требования к ней при возвращении на российский рынок, как, впрочем, и к продукции из других стран», - заявил он.

По его словам, «и турецкие, и марокканские, и иранские овощи должны быть в одной конкурентной среде с российскими, к которым тоже предъявляются жесткие требования».

«Ситуация для российских производителей с появлением на рынке турецкой продукции, наверное, изменится не в лучшую сторону, - считает Королев. - Никто не рассчитывал на то, что запрет продлится вечно, но он был психологическим фактором, который подталкивал инвесторов, заставлял их смелее идти в этот сектор». Теперь, по его словам, появится настороженность - как поведет себя рынок, каким будет потребительский спрос и много других вопросов.

Что же касается цен, то, как считает Королев, турецкие овощи и фрукты в этом вопросе - не главный фактор. «Все зависит от потребительского спроса, именно он является главным ориентиром, российские производители уже научились работать в этих условиях», - заявил он.

Королев также сообщил, что в 2015 году производство овощей закрытого грунта в РФ составило 682 тыс. тонн. «В этом году планируем прибавить около 100 тыс. тонн, потому что будут введены новые тепличные комплексы», - пообещал он.

Мнение ритейлеров

Усиление конкуренции на рынке прогнозируют и представители ритейла. В то же время они ожидают расширения возможностей для выбора продукции.

Как заявили в пресс-службе X5 Retail Group, компания заинтересована в пополнении ассортимента магазинов качественной плодоовощной продукцией, в том числе и из Турции. «При этом сегодняшний уровень взаимодействия с поставщиками из стран ЕАЭС и СНГ позволяет нам говорить о том, что конкуренция на этом рынке будет более ощутима для турецких поставщиков, чем это было до введения ограничений», - сказал представитель пресс-службы.

Как считает директор по корпоративным и внешним связям группы «Дикси» Екатерина Кумарина, «дополнительный рынок открывает для ритейлера больший выбор, дает большую гибкость в поиске лучшего качества за наилучшую цену».

«Основной принцип, который исповедует сеть при формировании ассортиментной матрицы - это долгосрочное взаимовыгодное партнерство именно с локальными российскими поставщиками, - сказала она. - Но в категориях продукции, которые не могут быть заполнены отечественными производителями, мы открыты для новых партнерств и продолжению устоявшихся связей».

Директор по внешним коммуникациям «Ашан Ритейл Россия» Мария Курносова заявила, что с «открытием Турции» полки гипермаркетов и супермаркетов пополнят томаты, клубника, черешня, персики, нектарины, абрикосы и другая продукция. Для восстановления поставок из Турции компании понадобится около недели, считает она.

Восстановление сотрудничества с Турцией

Как сообщалось, президент РФ Владимир Путин после телефонного разговора с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом дал поручение подготовить документы по восстановлению сотрудничества между странами в торгово-экономической и других сферах.

Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил журналистам, что нормативные решения по отмене продуктовых ограничений в отношении Турции готовятся и будут приняты в ближайшие дни.

Источник: http://www.interfax.ru/business/516091

Печать