Участники рынка продолжат налаживать схемы обхода контрсанкций

Комментарий FruitNews: Участники рынка продолжат налаживать схемы обхода контрсанкций

Точка зрения

12 июля Президент России Владимир Путин продлил действие запрета на импорт "контрсанкционных" видов продукции, включая фрукты и овощи, из стран Евросоюза, США, Канады, Австралии, Норвегии, Албании, Черногории, Исландии, Лихтенштейна и Украины до конца 2019 года. Указ "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" еще на один год продлевает действие решения принятого 6 августа 2014 года.

Полный текст документа доступен на портале Государственной системы правовой информации - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201807120023.

Основным позитивным результатом введения ограничений на импорт фруктов и овощей для российского рынка стало то внимание, которое оказалось обращено на собственное выращивание плодоовощной продукции в стране, реальная оценка ситуации в отрасли и осознание необходимости развивать российское производство, считают в редакции FruitNews. С момента введения контрсанкций были разработаны различные программы государственной поддержки российских сельхозпроизводителей и некоторые из них имели реальный успех. Однако на практике не все подобные решения можно назвать абсолютно успешными. Так, например, участники отрасли ранее отмечали, что программа льготного кредитования сельхозпроизводителей требует доработки, а Счетная палата недавно заявила о нарушениях правил льготного кредитования со стороны Сбербанка.

«Если заявленная господдержка не будет доходить до компаний в соответствующих объемах, очень многие из них вновь разочаруются в рынке. Уже сейчас мы наблюдаем приостановку ряда ранее заявленных проектов и серию банкротств в тепличном бизнесе, в который многие входили без должного планирования, в расчете на субсидии, которые получили далеко не все. Эта тенденция может усилиться в ближайшее время», - прокомментировала генеральный директор ИА "FruitNews" Ирина Козий.

Среди отрицательных последствий контрсанкций:

  1. Удорожание продукции для потребителей, которым теперь приходится на питание тратить еще большую долю стремительно оскудевающего семейного бюджета.
  2. Изменение пищевых привычек населения в сторону менее здорового питания. Подорожавшие в полтора - два раза фрукты, овощи, а тем более орехи и сухофрукты для многих перестали быть доступны и потребители активно исключают их из своего обычного рациона, находя не самые полезные замены, например приобретая кондитерские изделия вместо фруктов. Неприятность состоит в том, что после отмены ограничений и возвращения к более высоким доходам обратный переход к более здоровому рациону займет годы и десятилетия. До этого понимание важности здоровой диеты у нас выстраивалось около 15 лет. Сейчас большинство потребителей вновь отброшены назад к стратегии и рациону простого выживания.
  3. Криминализация рынка фруктов и овощей. В условиях контрсанкций наиболее успешными на рынке становятся те компании, которые могут ввезти санкционирую продукцию «в серую» с наименьшими издержками. Рынок теряет наиболее серьезных и открытых игроков, растет количество импортеров - однодневок, занимающихся серыми поставками, падает репутация российских импортеров за рубежом. Возврат к цивилизованному рынку и налаживание деловых отношений потребует долгого времени даже после завершения санкционного противостояния. Наши компании вновь будут вынуждены годами зарабатывать репутацию на международном рынке.
  4. Российские импортеры потеряли наиболее лояльных партнеров. Пострадали от контрсанкций именно те иностранные компании, которые наиболее серьезно относились к работе с Россией и значимо вкладывались в партнерство с российскими компаниями. После введения контрсанкций кто-то из них ушел из бизнеса, кто-то вынужден был переориентироваться на другие рынки, где были выстроены новые деловые отношения, соответствующие логистические схемы и прочее. И когда Россия решит вернуть потоки необходимой нам продукции напрямую, российским импортерам, а в итоге и потребителям придется переплачивать, чтобы вновь заинтересовать экспортеров из других стран и дать им мотивацию к новому изменению направлений поставок и логистики. Еще одним фактором из этой же категории является то, что наш рынок теперь на долгие годы будет восприниматься как высокорисковый и эти риски также будут закладываться в стоимость продукции. Экспортеры не забудут хаоса в августе 2014 года, когда многим из них приходилось за несколько дней решать вопрос, куда переориентировать уже отгруженные на Россию объемы поставок или даже полностью терять значительные партии скоропортящихся грузов.

За время действия контрсанкций объем импорта овощей (без учета бобовых), фруктов и орехов (без учета арахиса) изначально резко сократился. Одной из важных тенденций последних двух лет является налаживание системы реэкспорта санкционной продукции, способствовавшее новому росту поставок в 2017-2018 годах. Поставщики обходят запрет, поставляя фрукты и овощи через Белоруссию, Сербию, Турцию, Молдову и прочие страны.

«По большому счету до изменения российской контрсанкционной политики все останется так, как оно есть на данный момент. Можно отметить последовательное расширение каналов нелегальных поставок плодоовощной продукции с 2015 года. Причем круг вовлекаемых в подобные схемы стран постоянно растет. Поставщики уже наладили систему реэкспорта продукции через Белоруссию, Турцию, Молдову, Сербию, Казахстан и других соседей России, так что контрсанкционная продукция никуда не ушла с российского рынка. Фактически к нам вернулись традиции советской фарцовки. Только вместо джинсов и пластинок предметами нелегального импорта и продаж стали самые необходимые для здоровья населения продукты питания», - прокомментировала генеральный директор ИА "FruitNews" Ирина Козий.

История контрсанкций:

Источник: FruitNews

Печать